ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК - "АРКТИКА - ФАСАД РОССИИ"

04.02.2016

В соответствии с "Календарем образовательных событий на 2015/2016 учебный год" в феврале 2016 года в нашей школе в рамках IX российской молодежной экспедиции "На лыжах - к Северному полюсу" прошел ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК - "АРКТИКА - ФАСАД РОССИИ". Организаторами урока являются Минобрнауки России, благотворительный оздоровительный фонд "Клуб Приключение".

Урок проводился в 8 классе, согласно списочному составу на уроке присутствовало 20 человек.

Класс способный, с большим учебным потенциалом. Класс работал в быстром режиме. Так как в классе много лидеров, поэтому использованы элементы самостоятельной работы. Данный урок – это урок объяснения нового материала, с опорой на уже имеющиеся знания. В начале урока была озвучена цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Для реализации цели решались следующие задачи:

сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Основные понятия, с которыми знакомились обучающиеся: Арктика, ледяная зона, Северное сияние, полярная ночь, полярный день, Северный морской путь.

Так же на уроке использовались межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Оборудование используемые на уроке: карта природных  зон  России, у учащихся – атласы; презентация; картины; фотографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал, карточки – «помогайки»; энциклопедии природы; листы самооценки (на каждого ученика).

Урок начался с музыки из к/ф “Приключения Шурика” и  постановки цели и задач урока.

На первом этапе актуализации знаний учащихся использовали методы контроля: тестирование, устный опрос по иллюстрациям. Для учащихся   использован метод индивидуального  задания (работа с картой). Для контроля учащихся использован метод  самопроверки.

На втором  этапе урока – изучение нового материала использованы методы формирование новых знаний: объяснительно - иллюстративный (ИКТ), показ слайдов, репродуктивный ( работа по иллюстрациям), метод частично-поисковый ( работа по учебнику и историческому источнику), письменная работа по вопросам.

На протяжении всего урока использована самостоятельная работа. Для организации деятельности учащихся при изучении нового материала использовано: работа по учебнику, работа по историческому источнику, действие по заполнению таблицы – сравнение, письменные работы.

Данный урок хорошо вписался в планирование как урок объяснения нового материала – островная Арктика с использованием презентационного материала. Структура урока ориентирована  на знания,  на мотивацию, желание учиться.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволило активизировать познавательную деятельность обучающихся, создало положительный эмоциональный фон, что способствовало более успешному усвоению материала.

На протяжении всего урока проходила исследовательская деятельность при работе с учебником, проведении эксперимента, разными источниками информации. При самостоятельной работе с учебником учащихся учились выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

В течение урока давались задания как репродуктивного характера,  использованы такие методы познания как поиск информации, чтение, сравнение, наблюдение.

Украсили урок средства обучения: слайдовая презентация, с аудио и видео материалами, кроссворд.

Продуманно использована групповая работа, парная работа, фронтальная работа с классом.

На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Вовлечены в работу все учащиеся. Слабым учащимся при ответе предлагались наводящие вопросы, в итоге ребята с желанием отвечали на посильные вопросы, создавалась ситуация успеха.

Выбранная учителем структура урока наиболее рациональна, так как это позволило активизировать познавательную деятельность учеников.

К концу урока был показан видеофильм «Красота Арктики».

Домашнее задание: Ответить на вопросы викторины “Знаешь ли ты Арктику?”.

Хочется отметить высокую дисциплинированность класса, их интерес и желание качественно выполнять упражнения. Я удовлетворена уроком, т.к. поставленная цель достигнута.

 Информацию подготовила учитель географии Абдулаева Л.В.